Айенгар гита йога для женщин


Айенгар-йога. О женской практике. Женская йога гита айенгар


Женщины должны заниматься йогой особенно мудро, опираясь на свои внутренние ощущения, интуицию. Пожалуйста, не воспринимайте йогу как спорт. Не соревнуйтесь и не жертвуйте своим женским здоровьем ради того, чтобы дольше всех простоять в сложной позе. Не пытайтесь хотя бы в йоге быть лучшей, единственной и неповторимой. Помните о том, что йога учит не выделяться и не отделяться от себе подобных и мира вокруг. Йога учит объединению. Полноценности в себе и полноценности в отношениях с людьми и окружающей средой.

Наш подход к женской практике разработан Гитой Ай-енгар, дочерью одного из самых известных и авторитетных учителей йоги, Б.К.С. Айенгара. Гита стала заниматься йогой в детстве, для того чтобы справиться с серьезной болезнью почек. В молодости она начала преподавать, помогая своему отцу. Сейчас Гите уже больше 60 лет. Она знает о женщинах очень много. И продолжает помогать нам, хотя давно могла бы думать только о себе. Более подробно об особенностях женской практики можно прочитать в книге Гиты Айенгар "Йога для женщин", а также в ее многочисленных статьях и лекциях. Мы остановимся лишь на некоторых деталях.

Йогой можно начать заниматься еще в детстве, даже до наступления первых месячных. Детская практика больше похожа на игру, и об этом детальнее рассказано в нашей книге "Простая йога для детей". Чтобы занятия йогой шли на пользу, и девочка-подросток, с момента прихода менструаций, и, конечно, все женщины детородного возраста должны подстраивать свою практику под месячный цикл. В организме женщины происходят почти постоянные изменения. Меняется все: физиологические процессы, эмоциональный настрой, состояние ума. Даже мышцы и связки в разные фазы цикла ощущаются по-разному. С этим нужно считаться. По специальным программам необходимо заниматься в период месячных, беременности, после родов и во время наступления менопаузы. Только после успешного завершения всех гормональных перестроек, когда приходит время мудрости и настоящей зрелости, можно забыть о "многовариантности" чисто женской практики, и спокойно, осознанно заниматься, полноценно встречая приближающуюся старость...

Если у вас нет серьезных проблем с женским здоровьем (чрезмерных, болезненных менструаций или их длительного отсутствия, миом, фибром и других опухолей (в том числе, опухолей груди), эндометриоза, острого воспаления в органах малого таза и т.п.) вы можете заниматься по программам, разработанным для этой книги. Если вы страдаете чем-то из вышеперечисленного списка или каким-то еще недугом, который вызывает у вас сомнения, обратитесь за помощью к опытному преподавателю. В принципе, заниматься можно, но нужна особая осторожность, а также контроль со стороны учителя и лечащего врача.

Во время месячных лучше всего не заниматься вообще хотя бы первые 1-2 дня. Отдыхать, не ходить на работу, не нервничать. Проводить время в покое и размышлениях. Если это невозможно, занимайтесь по специальной программе, следуя указаниям, которые приводятся в конце книги. В период менструации нельзя делать активные позы стоя, прогибы назад, упражнения, в которых скручивается или напрягается живот, а также все перевернутые позы (т.е. позы, в которых ноги поднимаются выше уровня таза). Менструация — время очищения организма. Нужно, чтобы программа практики соответствовала этому естественному физиологическому процессу. Если вы страдаете предменструальным синдромом, за неделю до наступления месячных нужно начинать заниматься по расслабленной программе — делать позы сидя и лежа, наклоны вперед и перевернутые позы, особенно, Халасану (со стулом). После полного окончания менструации первые несколько дней также занимайтесь легко, включая в программу перевернутые позы с опорой. Если вы действительно заботитесь о своем женском здоровье, посвящайте активной практике, когда можно выполнять все позы (долгие активные позы стоя и скручивания, динамические связки, прогибы назад и балансы на руках), только две недели в середине цикла.

Если у вас наступила беременность, прекратите занятия по общей программе. В первые три месяца нужно проявлять особую осторожность. Если вы никогда раньше не занимались йогой, лучше пойти в специальную группу для беременных женщин. (В этой серии готовится книга "Простая йога для беременных"). После родов около 1 месяца делайте только Шавасану. К обычным занятиям приступайте, начиная с самых расслабленных поз (например, по программе № 4).

При наступлении менопаузы занятия снова меняются. Во время кровотечений занимайтесь так же, как в период менструации. Если кровотечение не проходит больше недели, можно добавить в программу Випарита Карани, позу Перевернутого озера. Во время приливов, перепадов кровяного давления, ощущений жара, дрожи и помутнений сознания лучше заниматься по спокойной программе, включающей позы лежа, вытяжения вперед, мягкие прогибы назад с опорой и перевернутые позы. В нашей книге для этой цели подойдет программа № 4. Также прекрасно помогает долгая Шавасана, поза для осознанного расслабления тела, и Уд-жайи на выдохе, упражнение на удлинение дыхания в положении лежа.

Подбирая позы ("асаны" на санскрите) для программ практики, нам хотелось, чтобы они были максимально женственными-грациозными, красивыми и мягкими. И чтобы вместе с этим они принесли вам энергию, здоровье, внутреннюю устойчивость и силу. Чтобы они укрепляли и растягивали тело без чрезмерной нагрузки на позвоночник и женские органы. Это вовсе не значит, что более сложные по форме и нагрузке позы делать нельзя. Конечно, можно и даже нужно. Наша методика всегда идет от простого к сложному, от внешнего к внутреннему. Вы всегда сможете добавить в программу что-то новое, как красивую и глубокую по содержанию деталь. Главное, понять основной принцип практики: занятия йогой должны делать вас более цельными и здоровыми, сильными и гибкими снаружи, сильными и гибкими внутри...

Вот очень простые предметы, которые могут вам понадобиться для домашних занятий.

  • Пара брусков (стопки толстых книг и т.п.).
  • Устойчивый стул с такой спинкой, в которую можно просунуть ноги.
  • Несколько одеял.
  • Коврик для йоги (или туристическая пенка).
  • Ремень с регулируемой длиной (подойдет и обычный ремень с пряжкой).
  • Валик (его можно заменить, например, плотной подушкой).

Глава из книги Айенгар-йога для женщин

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

www.7ya.ru

5 напутствий Гиты Айенгар

Гита Айенгар скоропостижно скончалась в результате сердечного приступа на 74 году жизни. Она была дочерью и преданной ученицей Б.К.С. Айенгара, основателя Айенгар-йоги.

По его указанию она составила книгу «Йога: Жемчужина для женщин», в которой подробно описала особенности практики для женщин, составила инструкции к выполнению асан и объяснила важность следования 8 ступеням йоги — яме и нияме.

Здесь мы приводим несколько коротких напутствий из этой книги.

О четырех путях самореализации

Имеются четыре пути, ведущие к самореализации: (1) путь знания, (2) путь действия, (3) путь преданности и (4) путь йоги. Хотя эти пути разные, они стремятся к одной цели.

Путь знания дает возможность отличать добро от зла, выбирать правильную линию поведения, видеть различие между пракрити (природой) и пуруша (индивидуальной душой), достичь самореализации и единения с Богом.

Идущий по пути действия отдает должное служению человечеству и Богу. Добрые дела и исполнение долга ведут к освобождению.

Посвятивший себя преданности видит присутствие Бога во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Преданный (бхакта) полон любви ко всему живому и достигает освобождения с именем Бога на устах.

Следующий по пути йоги упражняется в умении следить за изменениями своего состояния, стремясь к внутренней стабилизации, с тем чтобы через постижение собственной сущности, приобретающей кристальную ясность, постичь Бога.

О правде

Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате. Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.

О важности прощения

Одно из качеств йогина — умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

О предназначении женщины

Материнство — предназначение женщины. Это не простое физическое состояние, а состояние божественное. Материнство украшает ее такими священными атрибутами, как любовь, самоотверженность, преданность, терпимость, доброжелательность и упорный труд.

О влиянии йоги на характер человека

Практика йоги оказывает колоссальное воздействие на характер человека и придает ему моральную и интеллектуальную силу. Отношение к жизни становится более положительным и терпимым. Гордость и эгоизм искореняются, и вместо них вселяются смирение и скромность. Человек становится более вдумчивым и проницательным, а его ум — более ясным. Все это настраивает на созерцание.

Фото: homepractice.ru fuerteconyoga.com iyengarhomepractice.wordpress.com

yogajournal.ru

Гита Айенгар - Авторитеты и персоналии - Энциклопедия йоги

 

 Гита Айенгар - старшая дочь Б.К.С. Айенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. У нее диплом по Аюрведе (ведической медицине), она обладает глубокими знаниями санскрита и великим мастерством духовных писаний в области индийской философии (Гита Айенгар обучалась философии в университете Пуны). Очевидно, ее способности и желание учиться, практиковать и преподавать йогу под руководством отца привели к тому, что она стала самым близким учеником и последователем своего отца и самой великой йогиней нашей эпохи. Она является автором знаменитой книги-бестселлера "Йога - драгоценность для женщины" и многочисленных статей, а также часто выступает перед публикой.)

Вот что пишет о ней Б.К.С.Айенгар: "Несмотря на то что Гита наблюдала за моей практикой и преподаванием йоги, она не проявляла ни склонности, ни желания заниматься ею. Интерес к йоге возник у нее, когда она заболела нефритом. Ее болезнь оказалась почти роковой, так как лечение лекарствами не приносило ей облегчения. Я попал в положение беспомощного родителя, у которого недостает средств для оплаты всех лекарств, составляющих неисчерпаемый список. Тогда я поставил дочь перед выбором: или заниматься йогой, единственной панацеей от ее недуга, или жить в ожидании, пока болезнь не возьмет свое. Несмотря на юный возраст - всего 10 лет, - она приняла мой ультиматум и настроилась на занятия йогой. У Гиты появилась уверенность в себе, и она посвятила свою жизнь практике йоги. С тех пор она прошла суровую школу обучения и овладела трудным мастерством йоги. Преданная ученица, она усердно и внимательно занималась днем и ночью, а с 1961г. обучает других."
 (Г.Айенгар, "Йога для женщин", предисловие к английскому изданию)

Елена Ульмасбаева о Гите:

«Гита Айенгар - женщина-брахмачарьи, всегда ходит в белом и не носит украшений. Ее взгляд направлен внутрь, такое впечатление, что она не слишком вовлекается в происходящее вокруг нее. Наверное, такими должны быть монахини, живущие в миру и посвятившие себя Богу. В ее глазах глубина и опыт. Многие считают ее суровой, наверное потому, что она не слишком дружелюбна в обычном социальном смысле, молчалива, но видит всё и всех, многие ее даже боятся.
Я тоже немного побаивалась ее вначале, много лет назад, когда впервые приехала в Пуну. Только спустя какое-то время, став старше и мудрее, я поняла, что ее суровость - это и есть сострадание в высоком смысле. Именно сострадание, а не жалость. И еще, огромное стремление помочь, донести до нас то, что она знает и чувствует, поделиться знанием, которое она восприняла и продолжает воспринимать от своего великого отца.
Я думаю, что именно этой передаче, этому служению она и посвятила свою жизнь, отказавшись от радостей женской жизни. В традиционном индийском обществе главная цель в жизни женщины это служение мужу и рождение детей (именно в такой последовательности). В то время, когда Гита была молодой, трудно было представить сочетание семейной жизни с постоянным преподаванием перед толпой учеников из разных стран, не только женщин, но и мужчин. Индийское общество еще лет 30 назад было довольно строго регламентировано. Мы можем только догадываться, что послужило истинной причиной того, что Гита выбрала для себя этот нелегкий и, по моему скромному мнению, порой скорбный путь. Но так же мы можем и восхищаться этой жертвой, которая обернулась великим благом для миллионов практикующих йогу Айенгара, потому что никто не передает этот метод так, как она.
Я склоняюсь перед Вами в глубоком поклоне, Гитаджи.
»

www.yoga.ru

Йога: жемчужина для женщин. Айенгар С. Гита - «Как йога влияет на женский организм? Как правильно выполнять асаны? Как обрести эмоциональную уравновешенность и невозмутимость? Об этом рассказывает дочь великого Айенгара в своей книге "Йога: жемчужина для женщин"»

Приветствую всех!

 

Когда я выполняю Упавиштха-конасану, я знаю, что эта асана не только улучшает растяжку, но и стабилизирует менструальный цикл и стимулирует яичники.

 

Выполнение Дви-пада-випарита-дандасаны в варианте с опорой помогает чувствительным и эмоциональным женщинам, склонным к упадку духа и депрессии.

 

Уштрасана, и другие асаны с прогибом назад особенно полезны женщинам, так как на работе и при выполнении домашних дел женщины привыкают сгибать позвоночник, отчего задняя его часть растягивается, приводя к сутулости. Асаны с прогибом назад развивают гибкость, омолаживают позвоночник, прогоняют апатию, вырабатывают смелость и силу воли.

 

Все это, и многое другое, я узнала из книги дочери знаменитого учителя йоги Б. К. С. Айенгара.

 

В детстве Гита часто болела разными болезнями и один раз даже была при смерти из-за очередного приступа нефрита. По возвращении из больницы, ее отец отложил в сторону список лекарств и сказал девочке, что с этого дня она будет заниматься йогой или ее ожидает скорая смерть. С того времени Гита пошла на поправку, ее здоровье стало улучшаться, а впоследствии она тоже стала учителем йоги, как и ее отец. Итогом ее деятельности, как учителя йоги, стала эта книга, предназначенная именно для женщин.

 

Книга делится на 3 части.

 

Первая часть - ТЕОРИЯ.

Вначале Гита рассказывает, как она начала заниматься йогой, что такое йога, разъясняет специфические термины, типа: яма, нияма, самадхи, садхака и другие, рассуждает о том, что такое здоровье и как его достичь, раскрывает природу болезней с позиции Аюрведы и отвечает на вопрос: идеальна ли йога для женщин?

Она подробно останавливается на трех важных этапах в жизни женщины:

  1. Менструация
  2. Беременность и роды
  3. Менопауза

и о том, как занятия йогой помогают женщинам на каждом этом этапе их жизни.

 

Часть вторая - ПРАКТИКА.

Подробно и с рисунками рассматривается строение женского тела с выводом, что его непременно нужно содержать в здоровье и гармонии с помощью йоги.

Даются замечания и советы по практике йоги, о важности соблюдения этических принципов йоги, о необходимости регулярной и настойчивой практики, о том, каким должно быть состояние ума во время выполнения асан, о подходящем времени для занятий, о продолжительности выполнении асан, о месте для занятий йогой, о том, в каком возрасте можно практиковать йогу, о правильном дыхании, о правильном питании с позиции Аюрведы для успешной практики, о том, как практиковать при разных болезнях.

Специальные советы в этой части посвящены тому, какие асаны можно выполнять при менструации, беременности, для облегчения родов, в послеродовой период и во время менопаузы.

Приводится таблица, в которой указано название асаны и номер соответствующей фотографии в книге, чтобы удобно было находить нужное изображение.

Далее следуют три списка асан для разного уровня подготовленности: Элементарный курс, Средний курс, Курс повышенного типа.

После них рассказывается о понедельных графиках для каждого курса.

Ну, и наконец, подробно описывается выполнение каждой асаны, облегченные варианты выполнения и ее воздействие на организм. Эта книга - практический способ самообучения асанам.

Отдельный раздел посвящен Курунта-йоге, где асаны выполняются с помощью веревки (хотя на фото веревки с петлями выглядят, как наши гимнастические кольца).

Затем даются подробные советы, как выполнять асаны, пранаяму и дхьяну во время беременности.

Завершают вторую часть асаны для подготовленных, к сожалению, приводится только описание асан без подробной техники выполнения.

 

Часть третья - ОПЫТ.

В этой части рассказывается о мудрах и шавасане и о технике их выполнения. Даются советы по практике пранаямы, описывается техника пранаями и ее воздействие на тело и психику.

Заключительная глава посвящена Дхьяне - созерцанию. Обращается внимание на то, что сначала необходимо соблюдать яму, нияму, затем овладеть асанами и пранаямой, которые являются подготовительными этапами, а потом уже двигаться дальше по пути йоги. Пратьяхара и Дхарана теснее связаны с Дхьяной и необходимо также овладеть ими, чтобы приступить к освоению Дхьяны. Приводится безопасная техника Дхьяны, указывается правильное время для ее выполнения и правила самопроверки при выполнении Дхяны.

 

В результате практики созерцания сознание становится спокойным, устойчивым и невозмутимым, свободным от эгоизма, гнева, страха и колебаний.

 

Затем следует список фотографий с наименованием асан и сами фотографии. На всех фото сама Гита демонстрирует асаны,

и когда она была беременна и самые сложные асаны.

 

Я считаю, что эта книга содержит полезную информацию, она будет интересна женщинам, занимающимся йогой и желающим улучшить свое здоровье и эмоциональное состояние.

 

Коврик для йоги "Асана"

Коврик для йоги "Крафт"

irecommend.ru

Йога айенгара для женщин

Айенгара йога является одним из ответвлений хатхи йоги. Она была разработана 1970-х годах Б.К.С. Айенгаром – одним из известнейших учителей йоги прошлого века. Особенности этой практики заключаются в акцентировании внимания на деталях, точности выполнения асан и контроле дыхания. В свое время, Айенгар систематизировал более 200 классических поз и распределил их в зависимости от сложности выполнения. Дополнила идею новой практики его дочь Гита, которая заострила внимание на таком обособленном понятии как йога айенгара для женщин.

Влияние йоги на организм женщины

По мнению Гиты, женщины должны с особой серьезностью относиться к занятиям йогой. Но это не значит, что нам придется сложнее в этом плане. Напротив, подходить к практикам нужно максимально интуитивно, прислушиваясь к своему телу и находя личную гармонию.

Выбирая режим тренировок, стоит учитывать свой цикл, и если вы не испытывайте сильных болей, продолжать заниматься можно на протяжении всего месяца. Естественно, вы должны регулировать упражнения исходя из своего самочувствия. Доказано, что умеренные нагрузки помогут уменьшить болевой синдром и стабилизировать настроение, если вы страдаете от предменструального синдрома. Согласитесь, заманчивая перспектива.

Начинать занятия йогой можно уже с детства, постепенно видоизменяя нагрузку по мере того, как будет меняться организм девочки. Гита утверждает, что практику айенгары можно продолжать даже во время беременности. Естественно, с определенными ограничениями. И помните, что в любом случае необходимо проконсультироваться с врачом и держать его в курсе любых ваших физических нагрузок, особенно настолько специфических.

Еще одной отличительной чертой йоги айенгара является огромное количество асан, направленных на удержание равновесия и обретение баланса. Многие выполняются с применением различных опор, блоков и поясов. В большинстве случаев дополнительный реквизит помогает минимизировать возможность получения травмы, однако это не значит, что пробовать данный вид йоги самостоятельно полностью безопасно. Ввиду целого ряда особенностей, которые следует учитывать, хотя бы на первых порах желательно заниматься под присмотром опытного учителя.

Может показаться, что занятие в группе или даже один на один с инструктором может навредить принципу интуитивности, на котором настаивает Гита, но это не так. Не бойтесь обсуждать с тренером свое самочувствие не только во время практики, но и до, и даже после нее. Так вы вместе сможете построить занятия таким образом, чтобы получить как можно больше пользы и удовольствия.

Давайте поподробнее остановимся на пользе такой активности как йога айенгара.

7 причин попробовать йогу айенгара и не забросить после первого занятия

  1. Вы станете более гибкой. Данная практика направлена на глубинную проработку мышц, однако все асаны выполняются очень мягко. Это поможет вам значительно улучшить свою растяжку без каких-либо болезненных ощущений.
  2. Будете поддерживать себя в тонусе. Точенная, женственная фигура без изматывающих тренировок в спортзале – это ли не мечта?
  3. Успокоите свой ум. Не стоит забывать, что каждая асана направлена в первую очередь на медитацию.
  4. Избавитесь от боли. Мы уже говорили об уменьшении болей во время менструаций, но помимо этого, практика айенгары поможет вам облегчить боль в спине и шее, а также избавиться от приступов мигрени.
  5. Улучшите осанку. Прямая спина – закономерный результат укрепления мышц во всем теле.
  6. Убережете себя от многих заболеваний. Начиная от депрессии и заканчивая проблемами с пищеварением.
  7. Полюбите себя и узнаете свое тело лучше. Все же йога направлена на обретение гармонии. Она учит принимать свое тело, ощущать себя в моменте и получать удовольствие от жизни.

Но даже если вам не пришлась йога айенгара по душе, это не повод расстраиваться и ставить крест на этом занятии навсегда. Возможно, вам хочется чего-нибудь более динамичного. В таком случае, идеальным вариантом станет Аштанга йога. Практикуя ее, придется побыть более требовательной к себе, но в любом случае всегда есть возможность действовать интуитивно и выполнять асаны в своем собственном темпе.

womanfor.ru

Гита Айенгар делится своими воспоминаниями

С раннего детства у меня была естественная склонность к йоге. С трехлетнего возраста я пыталась подражать практике моего отца, Шри Б.К.С. Айенгара. Еще маленькой девочкой я заболела нефритом (воспаление почек), и меня госпитализировали. Через три недели выписали с длинным списком лекарств, которые нужно было принимать. Для моего отца это был трудный период в жизни, и он не мог позволить себе покупать дорогостоящие лекарства. Вместо этого он мне рекомендовал практиковать асаны для улучшения здоровья. Каждый раз, когда я ходила на прием к врачу, тот говорил, что мне лучше и что я должна продолжать принимать лекарства. Конечно, он понятия не имел, что лекарства тут ни при чем и что мое здоровье улучшалось благодаря занятиям йогой.

Где-то через год мой отец взял меня с собой к его гуру, Шри Т. Кришнамачарье, в Майсор. Мы два дня ждали, чтобы он нас принял, и, когда мы с ним увиделись, он посоветовал мне практиковать те самые асаны, которые я уже делала на тот момент. Я была слишком юной, чтобы понимать, что существует связь между йоговскими практиками и здоровьем, однако я сама чувствовала, что состояние улучшается. Несмотря на болезнь я все же делала свою практику, так как ощущала, что йога поддерживает меня. Практика была для меня своего рода эликсиром жизни. Мне даже не нравилось куда-то ходить, общаться с людьми, так как я хотела только практиковать йогу и подняться над всеми жизненными проблемами. Моя склонность к йоге была столь сильной, что уже в детстве я говорила, что хочу стать санньясинкой (член ордена, находящегося на самой высокой стадии индуистской ашрамной системы). Однажды, когда мне было семь лет, отец сказал, что он будет демонстрировать асаны и хочет, чтобы я пошла с ним. Я очень испугалась, оказавшись на сцене, хотя и не подала виду. Я просто имитировала все позы, которые выполнял отец. Некоторым казалось невероятным, что я могу их делать. Тело было еще слабым после болезни, но я была очень целеустремленной.

Мой отец ничему меня не учил напрямую; он доносил до меня свое намерение взглядом или действием. Когда появлялись новые движения или вариации, он во время практики присматривался к тому, насколько я поняла их. Он никогда не указывал мне на то, что я делаю неправильно. Вместо этого демонстрировал правильно сделанную позу. Да, я была дочерью учителя, но ко мне никогда не было особого отношения на его общих занятиях. Он относился ко мне так же, как и к остальным.

Иногда он ставил меня в центр зала, чтобы я демонстрировала асаны. Он это делал потому, что так ему было проще донести что-то до остальных учеников. Благодаря этим демонстрациям я научилась быть более наблюдательной и всегда очень внимательно слушать то, что говорил или объяснял Гуруджи.

Преподавать я начала лет в 13. Я тренировала своих младших сестер, а также других девочек из моей школы для соревнований по йога-асанам между школами. Моя учительница была ученицей Гуруджи, и она просила меня принести фотоальбомы Гуруджи, так как не знала, как выполнять некоторые сложные позы. Это было еще до публикации книги «Свет йоги».

Поступление в колледж совпало с тем временем, когда Гуруджи начал преподавать за границей. Пока он был за пределами Пуны, некоторые его ученики просили меня помочь им в их практике, так что в возрасте 16 лет я уже была признанной преподавательницей йоги и до сих пор преподаю.

За все эти годы я видела множество людей, сумевших поправить здоровье при помощи йоги. Я видела облегчение на их лицах, когда они смогли подняться над своей болью и облегчить страдания под воздействием асан. В асане уму нужно идти внутрь тела, чтобы найти там спокойное место — оттуда будет ощущаться идеальный баланс. Если во время практики ум блуждает, тогда человек полностью не присутствует и не может быть единства. Вовлеченность, взаимопроникновение и способность проникать в суть — необходимые качества для практикующего.

Моя мама умерла, когда я была еще совсем юной, и это был для меня эмоционально трудный период. Очень долго никто из нашей семьи не мог признать, что ее больше нет. Я была старшей среди детей, и на меня легли те обязанности, которые прежде выполняла мать. Мне нужно было делать всю домашнюю работу, а затем еще найти время на свою практику, а также продолжать преподавать йогу в разных школах и колледжах.

Мне было трудно сохранять баланс в жизни, но я обнаружила, что могу сделать все, что решила. Я поменяла свой режим дня — теперь практикующие сами приходили ко мне домой, я перестала ездить к ним и экономила драгоценное время. Йога дала мне мужество и уверенность для победы над трудностями.

Гуруджи — человек, который женился и имел детей, но по состоянию своего ума и по своей природе он совершенный йог. Он много давал своей семье, но вместе с тем сохранял некую дистанцию, создавая для себя баланс. Он всегда был очень тверд относительно той тонкой грани, которая отделяет привязанность от непривязанности. Он предоставил нам свободу — мы могли делать все, что нам захочется, и сами решать что правильно, а что нет.

Гуруджи много страдал от бедности, ему нелегко давалась каждая рупия, которую он зарабатывал преподаванием йоги. Наши семейные финансы часто находились в плачевном состоянии. Помню, меня поразил рассказ о том, как он много миль проехал на велосипеде для того, чтобы провести урок, — вырученных денег хватило ровно на один прием пищи.

Когда Гуруджи впервые приехал в Пуну, он ощутил на себе презрение местных. Многие завидовали его харизме и влиянию и пытались помешать ему проводить занятия, но у него была сильная воля, и он никогда не сдавался.

Куда бы он ни шел, на него сходились посмотреть толпы людей — он мастерски выполнял асаны, и его окружала слава йога, который часто ездил за границу. Он привлекал многих людей — они собственными глазами видели, как йога помогала его ученикам. У него было много оппонентов, однако Гуруджи встречал их всех мужественно, не спорил с ними. Он принимал их поведение как часть человеческой природы и говорил, что если он продолжит быть честным с самим собой, то его не будет волновать то, что кто-то о нем говорит. У него была огромная вера в учение его гуру и в его собственную садхану (практику). Я бы сказала, что Гуруджи был первым йогом, который обратил внимание простых людей Индии на йогу — он вновь открыл ее для них.

Я считаю, что «Йога-сутры» Патанджали — фундамент всего искусства и всей науки йоги. Она состоит всего из 196 сутр, что необычайно для столь обширного предмета, однако в каждой сутре заключена огромная глубина. Патанджали прекрасно описал восемь ветвей йоги, когда сравнил их с лепестками цветка, он сказал, что если даже один из этих лепестков пропустить, то весь цветок потеряет часть своей красоты. Только когда ученик познакомится с определенным методом его гуру и встанет на путь йоги, только тогда истинный смысл «Йога-сутр» Патанджали проявит себя.

Даже «Хатха-йога Прадипика» гласит, что перемены должны идти изнутри, так как каждая перемена должна быть взаимосвязана и каждая трансформация должна быть полностью переварена, прежде чем можно будет двигаться дальше. Гуруджи следовал этой инструкции и наставлял меня на этом пути.

Кришнамачарья показал этот путь и Гуруджи. И Гуруджи, как преданный ученик, шел по этому пути, полностью в него погрузившись. Таким образом истинный смысл каждой сутры, со всей ее глубиной, проявился пониманию Гуруджи. Он видел теоретический смысл каждой сутры, но также имел и свой собственный опыт. Он обнаружил связующую нить между Патанджали и собой.

Мое собственное определение йоги? Йога — это ограничение ментальных модификаций, что является результатом ограничений, вызванных контролем чувства восприятия, движения мышц и нервов, колебаний ума и переносом сознания «я» в место, где никакого индивидуального «я» не существует. Согласно теоретическим объяснениям шастр, цель йоги — самадхи (целостность, завершение), но я думаю, что истинная цель залегает глубже — там, где существует чистое бытие. Цель йоги, как я ее вижу, заключается в том, чтобы в конечном счете добраться до внутреннего прибежища вечной истины. Путь к этому связан с долгим процессом трансформации.

Посредством упорной практики йоги человек разовьет в себе сострадание, терпение, чувствительность, удовлетворенность, силу, веру и непривязанность — любое из этих качеств можно рассматривать как достижение на пути к обнаружению внутреннего бытия.


Гита Айенгар — дочь и ученица Б.К.С. Айенгара, передающая нам древнюю традицию, которой учит Гуруджи. Имя Гиты Айенгар стало известно в России благодаря выходу книги «Йога для женщин» (или «Йога — драгоценность для женщины»), благодаря которой тысячи женщин смогли открыть для себя сбалансированную и грамотно построенную практику. Сегодня Гита — а ей cкоро исполнится 70 лет — продолжает вести занятия в Пуне, обучая сотни учеников медитации и пранаяме.


Вспоминает ученица Гуруджи и Гитаджи, Елена Ульмасбаева:

Гита Айенгар — женщина-брахмачари, всегда ходит в белом и не носит украшений. Ее взгляд направлен внутрь, такое впечатление, что она не слишком вовлекается в происходящее вокруг нее. Наверное, такими должны быть монахини, живущие в миру и посвятившие себя Богу. В ее глазах глубина и опыт. Многие считают ее суровой, наверное, потому, что она молчалива, но видит всё и всех, многие ее даже боятся.

Я тоже немного побаивалась ее вначале, много лет назад, когда впервые приехала в Пуну. Только спустя какое-то время, став старше и мудрее, я поняла, что ее суровость — это и есть сострадание в высоком смысле. Именно сострадание, а не жалость. И еще огромное стремление помочь, донести до нас то, что она знает и чувствует, поделиться знанием, которое она восприняла и продолжает воспринимать от своего великого отца.

Я думаю, что именно этой передаче, этому служению она и посвятила свою жизнь, отказавшись от радостей женской участи. В традиционном индийском обществе главная цель в жизни женщины — это служение мужу и рождение детей (именно в такой последовательности). В то время, когда Гита была молодой, трудно было представить сочетание семейной жизни с постоянным преподаванием перед толпой учеников из разных стран, не только женщин, но и мужчин. Индийское общество еще лет 30 назад было довольно строго регламентировано. Мы можем только догадываться, что послужило истинной причиной того, что Гита выбрала для себя этот нелегкий и, по-моему скромному мнению, порой скорбный путь. Но также мы можем и восхищаться этой жертвой, которая обернулась великим благом для миллионов практикующих йогу Айенгара, потому что никто не передает этот метод так, как она. Я склоняюсь перед Вами в глубоком поклоне, Гитаджи.

yogajournal.ru

Йога для женщин - Гита Айенгар

Гита Айенгар – дочь известного мастера йоги Б. К. С. Айенгара, который является создателем айенгар йоги. Этот вид йоги один из наиболее безопасных и гармоничных, не требующих фанатичных многочасовых занятий. Айенгар йога очень популярна в мире, во многом, за счет стараний Б. Айенгара.

Его дочь Гита на протяжение 35 лет старательно училась у отца и, в последствии, стала продолжательницей отцовского дела. Гита создала отдельное направление айенгар йоги исключительно для женщин.

Особенности

Гита Айенгар говорит, что йога для женщин намного важнее, чем для мужчин. Имеется ввиду физиологическая необходимость. С точки зрения психологии, женщины чаще испытывают комплексы и подавленность, им приходится уступать мужчинам, быть слабее, покорней. Между тем на их плечи ложится стресс, связанный со всей семьей, ведь женщины гораздо больше мужчин волнуются обо всех на свете.

Кроме того, йога, по словам Гиты Айенгар, помогает справиться с постоянно происходящими в женском организме гормональными переменами. Менструации, беременность, роды – все это огромная нагрузка.

В женской айенгар йоге есть специальные комплексы, которые следует выполнять во время месячных (известно, что во время менструаций нельзя становиться в перевернутые позы), отдельные упражнения для беременности и послеродовой реабилитации. Каждая асана помогает избавиться от боли, психологического дискомфорта, проблем с самочувствием (одышки, тошноты), а также наладит обмен веществ.

Йога для женственности

И немного о том, что дадут регулярные занятия женской йогой:

  • улучшается кровообращение;
  • исчезнет сухость и неровность кожи;
  • голос становится мягким и мелодичным;
  • глаза излучают блеск;
  • дыхание смягчается;
  • эмоциональный фон стабилизируется.

Гита Айенгар говорит, что заниматься йогой можно в любом возрасте, но все же желательно, чтобы начало практики женской йогой пришлось на годы полового созревания. Тогда йога сможет облегчить физическое состояние организма, который резко начинает видоизменяться, а также очистить кровь, которая в это время переполнена гормонами.

 

womanadvice.ru

почему занятие этим древним искусством так полезно для женского здоровья

Сегодня в нашем обществе интерес к йоге постепенно растет, появляются все новые и новые книги, статьи, видеопрограммы по обучению. Главным недостатком многих современных материалов для обучения является потеря связи с настоящей, ортодоксальной, традиционной йогой. Поэтому, если подходить к изучению йоги более углубленно, необходимо найти гуру (учителя) или материал, изложенный настоящим учителем йоги.

Гита Айенгар: кто она?

Таким учителем сегодня является Гита Айенгар, ее имя широко известно всем, кто когда-либо занимался или интересовался йогой. Гита Айенгар – дочь и ученица Б.К.С. Айенгара, прославленного на весь мир гуру. Гита Айенгар передает нам все традиции йоги, которым учит нас ее великий отец.

Йога Айенгара на сегодняшний день является самой популярной из всех многочисленных разновидностей йоги в мире. Книга Айенгара «Свет жизни: йога» является сегодня одной из ценнейших работ, посвященных технике выполнения йоги, доступной даже для начинающих. Эта книга подарит любому незабываемое путешествие внутрь себя самого, позволит преодолеть путь от тела человеческого к душе.

Следует отметить, что по всему миру находятся специализированные центры йоги Айенгара, насчитываются тысячи учителей этого направления, но только 3 учителя во всем мире считаются носителями истинной, ортодоксальной йоги Айенгара, среди них (этих учителей) и его дочь – Гита Айенгар.

Гита никогда не покидает Индии в силу вековых традиций, поэтому учиться йоге у нее можно только там, в Индии. Именно поэтому книга Гиты Айенгар «Йога для женщин» воистину является бесценным даром для человечества.

Книга "Йога для женщин" Гиты Айенгар

По рекомендациям, изложенным в данной работе, йогой может заниматься каждый, независимо от пола, каждый, кто стремится изучить и усвоить это древнейшее учение. В данной книге целые разделы посвящены женским проблемам – заболеваниям, беременности, родам, менопаузе. Мужчины также могут освоить технику йоги по этой книге, здесь приводится классическая техника выполнения поз, одинаково применимая как для мужчин, так и для женщин.

Для начинающих данная книга будет особенно полезной – в ней детально изложены все правила и техника выполнения асан, разработанные специально для новичков. Кроме того, в книге даны подробные описания выполнения асан новичками в особенных случаях – при беременности, болезни и т.д.

Гита Айенгар в своей книге тщательно разработала все техники применения подручных и вспомогательных материалов при выполнении асан, что делает ее работу максимально адаптированной под условия современного цивилизованного мира. В ее работе описание применения различных приспособлений и вспомогательных материалов позволяет нам освоить наиболее сложные позы, которые человек выполнить самостоятельно не сможет.

При прочтении книги у новичка в йоге, возможно, возникнут трудности терминологического направления. Они связаны со спецификой описания техники выполнения асан. Ответ на свои вопросы ищите в практике, а не в словесном объяснении. Также трудности такого характера часто возникают из-за того, что Гита Айенгар описание многих асан приводит на родном языке йоги – санскрите.

Тем не менее, книга Гита Айенгар на сегодняшний день признана лучшей книгой, раскрывающей суть этого древнего учения. Она рекомендована как тем, кто только знакомится с йогой, так и тем, кто уже довольно далеко продвинулся в понимании философии йоги. Она написана удивительно живым языком, который будет понятен и подростку, и умудренному опытом пожилому человеку.

Дополнительно предлагается ознакомиться с йогой Айенгара по следующим видеофайлам:

webdiana.ru

Гита Айенгар отвечает на вопросы об особенностях женской практики

Гита Айенгар -  старшая дочь Б.К.С. Айенгара. После 35-летней интенсивной практики йоги она стала верной помощницей отца в передаче его знаний. Гита Айенгар, вот уже много лет является экспертом в области женской практики. В течение всего этого времени ее постоянно спрашивают о том, как следует заниматься во время менструации. Гита ответила на самые распространенные вопросы письменно. Затем текст был разослан в центры йоги Айенгара по всему миру. Мы разместили эту информацию на нашем сайте, чтобы она была доступна для всех желающих.

Вопрос 1: какие асаны и виды пранаямы можно безопасно делать во время менструации?

В течение менструации, с первого до последнего дня, то есть примерно от четырех до семи дней, нужно сосредоточиться на практике тех асан, которые помогают женщине сохранить здоровье и не препятствуют протеканию менструации. Асаны должны быть подобраны таким образом, чтобы избежать энергетического истощения или гормональных нарушений.

Вытяжения вперед стоя: такие позы, как Адхо Мукха Шванасана (собака мордой вниз), Прасарита Падоттанасана, Паршвоттанасана во время менструации следует по возможности выполнять с опорой под голову. Чтобы лучше расслабить живот, сначала нужно прогнуться назад и только затем войти в позу.

Однако те, кто страдает от болей в теле, низкого кровяного давления, слабости, резкого падения уровня сахара в крови, должны избегать этих поз.

Ардха Чандрасана и Уттхита Хаста Падангуштхасана 2 помогают при обильных выделениях, болях в спине и спазмах в животе. Этим двум асанам нужно уделить особое внимание при ишиасе, выпадающих дисках.

Супта асаны: Супта Вирасана, Супта Баддха Конасана, Супта Сукхасана, Матсьясана, Супта Падангуштхасана 3 (выполняемые с использованием ремней, болстеров и одеял) способствуют расслаблению мышечных и нервных волокон, которые в этот период могут быть напряжены и раздражены. Эти позы также сохраняют жизненную энергию. Те, кто страдает от одышки, тяжести в груди, задержки жидкости, сильных болей в животе, раздражительности и импульсивности обнаружат, что эти асаны очень эффективны.

Простые вытяжения вперед: как Адхо Мукха Вирасана, Адхо Мукха Сукхасана, Джану Ширшасана, Трианг Мукхаикапада Пашчимоттанасанa, Ардха Баддха Падма Пашчимоттанасанa, Маричиасана, Паршва Упавиштаконасана, Адхо Мукха Упавиштаконасана, выполняемые пассивно, контролируют выделение крови, успокаивают живот и дают отдых клеткам мозга. Эти асаны помогают тем, кто страдает от головных болей, болей в спине, обильного кровотечения, судорог в животе и усталости.

Сидячие позы: такие как Сукхасана, Вирасана, Падмасана, Баддхаконасана, Упавиштаконасана, Гомукхасана, Мулабандхасана и т.д. способствуют устранению напряжения и стресса. Успокаивая ноги, эти асаны тем самым успокаивают мозг.

Во время менструации нет необходимости спешить, чтобы уложиться в ежедневную программу занятий, которой вы следуете в остальные дни цикла. Поэтому в перечисленных выше асанах вы можете уделить больше внимания работе с коленями, подколенными связками, пахами, лодыжками, пальцами ног.

Расслабление и вытяжение суставов делает их более эластичными и менее сухими (выделяется естественная смазка), искореняет боли и опухоли.Кроме того, женщины, страдающие артритом, могут работать с плечами, локтями, запястьями, выполняя Паршва Баддха Хастасану, Пашчим Намаскарасану, Гомукхасану (для рук), веревки 1 для плечей и т.д.Те, кто не может делать Вирасану или Падмасану, могут сосредоточиться на работе с коленями.

Таким образом, хотя вы не будете заниматься с обычной интенсивностью, время не будет потрачено зря. Вы можете достичь значительных результатов в раскрепощении суставов, так как именно медленное, постепенное и неагрессивное воздействие является наиболее глубоким и эффективным. Тело и нервная система получат необходимый отдых в Випарита Дандасане и Сетубандха Сарвангасане, которые энергетизируют и стимулируют грудную клетку, легкие, сердце и сохраняют гормональное равновесие в эндокринной системе. Можно делать Шавасану, Удджайи и Вилома пранаяму в Шавасане.

Если менструация безболезненна, нет головных болей, раздражительности, напряжения, приступов удушья, депрессии, можно делать Удджайи и Вилома пранаяму сидя. Если вы хотите просто позаботиться о своем здоровье во время менструации, вы можете ограничиться регулярной практикой поз супта, вытяжений вперед, Випарита Дандасаны и Сетубандха Сарвангасаны и пранаямы в Шавасане. Это займет меньше времени, тогда как полная программа требует полутора-двух часов.

Вопрос 2: каких асан и видов пранаямы следует избегать?

Следует избегать перевернутых поз, таких как Адхо Мукха Врикшасана, балансов на руках, например Бакасаны, прогибов назад, как Урдхва Дханурасана, Капотасана, «завязывания тела в узел»", как в Йоганидрасане, Эка Пада Ширшасане и сжатия живота, как в Навасане и Джатхара Паривартанасане.

В этот период лучше отказаться от пранаямы сидя, если вы все же решитесь делать ее таким образом, это не должно длиться более 15 минут. Избегайте Антара и Бахья Кумбаки, Уддияна и Мула Бандх, Бхастрики, Капалабхати и Маха Мудры.

Вопрос 3: какие асаны можно делать женщинам, которые занимаются по индивидуальным терапевтическим программам?

Это очень широкая тема, поэтому здесь будут обозначены только некоторые ключевые моменты. Если есть проблемы с позвоночником, можно делать позы стоя, но при этом оставаться в них меньше обычного, чтобы не уставать. Нужно следить за тем, чтобы обеспечивать должную опору спине, грудной клетке, ногам и т.д., чтобы не перегружать особо чувствительные или поврежденные части позвоночника. Если при проблемах с плечами, шеей, спиной необходима работа с веревками, обязательно нужна опора. Можно делать скручивания вбок, такие как Бхарадваджасана, Маричиасана, так как живот при этом не сжимается. Остальные скручивания могут приводить к чрезмерному сжатию и оказывать давление на яичники, матку и влагалище. В связи с этим подобных асан следует избегать.

Остальные асаны, предусмотренные специальной программой для этого периода, можно выполнять, если они не противопоказаны при существующих проблемах.

Вопрос 4: почему во время менструации нельзя делать перевернутые позы?

Если делать перевернутые позы во время менструации, это будет препятствовать выделению крови. Те, кто пробовал делать это из энтузиазма или пренебрежительного отношения к себе, замечали, что кровотечение резко прекращается. Это определенно вредно для здоровья и может вести к появлению фибром, кист, эндометриоза и даже рака. Такая практика оказывает разрушительное воздействие на организм.

Согласно Аюрведе, все, что должно быть выведено из организма, не должно задерживаться внутри. Вы не можете задерживать менструальную кровь так же, как не можете задерживать мочу, кал или слизь. Эти субстанции называются мала - отходы, которые должны быть удалены. Их задержка внутри организма ведет к всевозможным болезням. Во время менструации следует также ограничить физические нагрузки, включая ходьбу, танцы, тяжелую работу по дому. Тело нуждается в отдыхе и расслаблении, и они должны быть ему обеспечены.

Перевернутые позы имеют ряд особенностей. Как уже было сказано выше, они задерживают менструальное кровотечение, однако во время беременности они не только безопасны, но и полезны для здоровья женщины и плода. Эти асаны благо для женщин со склонностью к выкидышам.

Если менструация затягивается более чем на 15 дней, после 12 дней можно начинать делать перевернутые позы, несмотря на продолжающееся кровотечение. Они остановят кровотечение. Но, безусловно, на этом нельзя останавливаться. Нужно знать причину таких продолжительных и обильных кровотечений и решать эту проблему с помощью других асан в период отсутствия менструации. Если кровотечение имеет место во время овуляции, перевернутые позы показаны как лекарство.

По окончании менструального цикла начинайте практику асан с перевернутых поз. Они оказывают сильнейшее оздоровительное воздействие на репродуктивную систему и быстро восстанавливают гормональное равновесие.

В заключении еще раз следует подчеркнуть, что на основании того, что мы на сегодняшний день знаем об эффектах перевернутых поз, они ни в коем случае не должны выполняться во время менструации. Если из упрямства или непреклонности вы все-таки будете делать их, рано или поздно вам придется расплачиваться за это.

Вопрос 5: безопасно ли делать перевернутые позы после третьего дня менструации во время собственной практики или семинаров?

Женщина не должна задавать таких глупых вопросов. Кровотечение должно прекратиться полностью, закончиться естественным образом. Это не вопрос трех или четырех дней. Не зависимо от того семинар это или конвенция, вы должны в первую очередь беречь свое здоровье. Как только кровотечение прекратится, начинайте практику перевернутых поз. Не переходите резко к позам стоя, прогибам назад и балансам и т.д. Помните, что вы только что родили невыношенный плод, так как менструация называется похоронами нерожденного ребенка».

< Предыдущая   Следующая >

yogasecrets.ru

Йога для женщин от Гиты Айенгар

Великого учителя Б.К.С Айенгара знает каждый, кто практикует йогу. Йога Айенгара является классической хатха-йогой, но имеет множество особенностей, благодаря которым она получила признание во всём мире.

Б.К.С. Айенгар ввёл в практику использование дополнительных приспособлений, которые позволили учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Гита Айенгар – не менее известная персона в мире йоги, ведь она является не только дочерью самого Б.К.С. Айенгара, но и величайшей йогиней.

Гита Айенгар: биография

Дочь учителя начала свой путь к йоге с трагического события. В детстве у нее обнаружили тяжёлое заболевание почек, а денег на медикаментозное лечение в многодетной семье не нашлось. И тогда отец предложил дочери заняться йогой, благодаря которой Гите удалось без помощи лекарств и врачей избавиться от тяжелой болезни. Девочка излечилась и погрузилась в углублённую практику, перенимая опыт и знания отца. Она очень внимательно изучала и практиковала всё, что доносил до своих учеников Б.К.С. Айенгар. В 16 лет Гита начала преподавать йогу самостоятельно, и продолжает это делать до сих пор – на протяжение вот уже 35 лет.

Эта неординарная женщина получила диплом по ведической медицине – Аюрведе, изучала философию в университете, и обладает глубокими знаниями древнего языка санскрита. Но, конечно же, то, благодаря чему наиболее знаменита Гита Айенгар – йога для женщин.

О книгах Гиты Айенгар

Женский организм, безусловно, имеет свои особенности; его функции связаны с лунным и месячным циклами. Помочь женщине быть здоровой, гибкой и стройной может йога для женщин. Книга, которую написала Гита Айенгар «Йога. Жемчужина для женщин» является одной из самых востребованных и читаемых среди представительниц прекрасного пола. В книге содержится детальная информация об отстройке асан, фотографии и подробные, обстоятельные описания различных тонкостей выполнения поз.

В другой книге Гиты, которая называется «Женская йога и цикл Луны» читательницы найдут массу советов по правильной организации практики в соответствии с циклами женского организма. Благодаря этой книге каждая женщина сможет почувствовать своё тело и улучшить своё самочувствие. Книги Гиты Айенгар и других авторов, открывающих тайны йоги, вы можете приобрести в нашем магазине. 

Просмотров: 2144

ramayoga.ru

Гита Айенгар делится своими воспоминаниями о жизни, наполненной йогой.

Гита Айенгар делится своими воспоминаниями о жизни, наполненной йогой, — заниматься она начала в 3 года, преподавать — в 13 лет, при этом постоянно углубляла свое понимание традиции.

С раннего детства у меня была естественная склонность к йоге. С трехлетнего возраста я пыталась подражать практике моего отца, Шри Б.К.С. Айенгара. Еще маленькой девочкой я заболела нефритом (воспаление почек), и меня госпитализировали. Через три недели выписали с длинным списком лекарств, которые нужно было принимать. Для моего отца это был трудный период в жизни, и он не мог позволить себе покупать дорогостоящие лекарства. Вместо этого он мне рекомендовал практиковать асаны для улучшения здоровья. Каждый раз, когда я ходила на прием к врачу, тот говорил, что мне лучше и что я должна продолжать принимать лекарства. Конечно, он понятия не имел, что лекарства тут ни при чем и что мое здоровье улучшалось благодаря занятиям йогой.

Где-то через год мой отец взял меня с собой к его гуру, Шри Т. Кришнамачарье, в Майсор. Мы два дня ждали, чтобы он нас принял, и, когда мы с ним увиделись, он посоветовал мне практиковать те самые асаны, которые я уже делала на тот момент. Я была слишком юной, чтобы понимать, что существует связь между йоговскими практиками и здоровьем, однако я сама чувствовала, что состояние улучшается. Несмотря на болезнь я все же делала свою практику, так как ощущала, что йога поддерживает меня. Практика была для меня своего рода эликсиром жизни. Мне даже не нравилось куда-то ходить, общаться с людьми, так как я хотела только практиковать йогу и подняться над всеми жизненными проблемами. Моя склонность к йоге была столь сильной, что уже в детстве я говорила, что хочу стать санньясинкой (член ордена, находящегося на самой высокой стадии индуистской ашрамной системы). Однажды, когда мне было семь лет, отец сказал, что он будет демонстрировать асаны и хочет, чтобы я пошла с ним. Я очень испугалась, оказавшись на сцене, хотя и не подала виду. Я просто имитировала все позы, которые выполнял отец. Некоторым казалось невероятным, что я могу их делать. Тело было еще слабым после болезни, но я была очень целеустремленной.

Мой отец ничему меня не учил напрямую; он доносил до меня свое намерение взглядом или действием. Когда появлялись новые движения или вариации, он во время практики присматривался к тому, насколько я поняла их. Он никогда не указывал мне на то, что я делаю неправильно. Вместо этого демонстрировал правильно сделанную позу. Да, я была дочерью учителя, но ко мне никогда не было особого отношения на его общих занятиях. Он относился ко мне так же, как и к остальным.

Иногда он ставил меня в центр зала, чтобы я демонстрировала асаны. Он это делал потому, что так ему было проще донести что-то до остальных учеников. Благодаря этим демонстрациям я научилась быть более наблюдательной и всегда очень внимательно слушать то, что говорил или объяснял Гуруджи.

Преподавать я начала лет в 13. Я тренировала своих младших сестер, а также других девочек из моей школы для соревнований по йога-асанам между школами. Моя учительница была ученицей Гуруджи, и она просила меня принести фотоальбомы Гуруджи, так как не знала, как выполнять некоторые сложные позы. Это было еще до публикации книги «Свет йоги».

Поступление в колледж совпало с тем временем, когда Гуруджи начал преподавать за границей. Пока он был за пределами Пуны, некоторые его ученики просили меня помочь им в их практике, так что в возрасте 16 лет я уже была признанной преподавательницей йоги и до сих пор преподаю.

За все эти годы я видела множество людей, сумевших поправить здоровье при помощи йоги. Я видела облегчение на их лицах, когда они смогли подняться над своей болью и облегчить страдания под воздействием асан. В асане уму нужно идти внутрь тела, чтобы найти там спокойное место — оттуда будет ощущаться идеальный баланс. Если во время практики ум блуждает, тогда человек полностью не присутствует и не может быть единства. Вовлеченность, взаимопроникновение и способность проникать в суть — необходимые качества для практикующего.


Моя мама умерла, когда я была еще совсем юной, и это был для меня эмоционально трудный период. Очень долго никто из нашей семьи не мог признать, что ее больше нет. Я была старшей среди детей, и на меня легли те обязанности, которые прежде выполняла мать. Мне нужно было делать всю домашнюю работу, а затем еще найти время на свою практику, а также продолжать преподавать йогу в разных школах и колледжах.

Мне было трудно сохранять баланс в жизни, но я обнаружила, что могу сделать все, что решила. Я поменяла свой режим дня — теперь практикующие сами приходили ко мне домой, я перестала ездить к ним и экономила драгоценное время. Йога дала мне мужество и уверенность для победы над трудностями.

Гуруджи — человек, который женился и имел детей, но по состоянию своего ума и по своей природе он совершенный йог. Он много давал своей семье, но вместе с тем сохранял некую дистанцию, создавая для себя баланс. Он всегда был очень тверд относительно той тонкой грани, которая отделяет привязанность от непривязанности. Он предоставил нам свободу — мы могли делать все, что нам захочется, и сами решать что правильно, а что нет.

Гуруджи много страдал от бедности, ему нелегко давалась каждая рупия, которую он зарабатывал преподаванием йоги. Наши семейные финансы часто находились в плачевном состоянии. Помню, меня поразил рассказ о том, как он много миль проехал на велосипеде для того, чтобы провести урок, — вырученных денег хватило ровно на один прием пищи.

Когда Гуруджи впервые приехал в Пуну, он ощутил на себе презрение местных. Многие завидовали его харизме и влиянию и пытались помешать ему проводить занятия, но у него была сильная воля, и он никогда не сдавался.

Куда бы он ни шел, на него сходились посмотреть толпы людей — он мастерски выполнял асаны, и его окружала слава йога, который часто ездил за границу. Он привлекал многих людей — они собственными глазами видели, как йога помогала его ученикам. У него было много оппонентов, однако Гуруджи встречал их всех мужественно, не спорил с ними. Он принимал их поведение как часть человеческой природы и говорил, что если он продолжит быть честным с самим собой, то его не будет волновать то, что кто-то о нем говорит. У него была огромная вера в учение его гуру и в его собственную садхану (практику). Я бы сказала, что Гуруджи был первым йогом, который обратил внимание простых людей Индии на йогу — он вновь открыл ее для них.

Я считаю, что «Йога-сутры» Патанджали — фундамент всего искусства и всей науки йоги. Она состоит всего из 196 сутр, что необычайно для столь обширного предмета, однако в каждой сутре заключена огромная глубина. Патанджали прекрасно описал восемь ветвей йоги, когда сравнил их с лепестками цветка, он сказал, что если даже один из этих лепестков пропустить, то весь цветок потеряет часть своей красоты. Только когда ученик познакомится с определенным методом его гуру и встанет на путь йоги, только тогда истинный смысл «Йога-сутр» Патанджали проявит себя.

Даже «Хатха-йога Прадипика» гласит, что перемены должны идти изнутри, так как каждая перемена должна быть взаимосвязана и каждая трансформация должна быть полностью переварена, прежде чем можно будет двигаться дальше. Гуруджи следовал этой инструкции и наставлял меня на этом пути.

Кришнамачарья показал этот путь и Гуруджи. И Гуруджи, как преданный ученик, шел по этому пути, полностью в него погрузившись. Таким образом истинный смысл каждой сутры, со всей ее глубиной, проявился пониманию Гуруджи. Он видел теоретический смысл каждой сутры, но также имел и свой собственный опыт. Он обнаружил связующую нить между Патанджали и собой.

Мое собственное определение йоги? Йога — это ограничение ментальных модификаций, что является результатом ограничений, вызванных контролем чувства восприятия, движения мышц и нервов, колебаний ума и переносом сознания «я» в место, где никакого индивидуального «я» не существует. Согласно теоретическим объяснениям шастр, цель йоги — самадхи (целостность, завершение), но я думаю, что истинная цель залегает глубже — там, где существует чистое бытие. Цель йоги, как я ее вижу, заключается в том, чтобы в конечном счете добраться до внутреннего прибежища вечной истины. Путь к этому связан с долгим процессом трансформации.

Посредством упорной практики йоги человек разовьет в себе сострадание, терпение, чувствительность, удовлетворенность, силу, веру и непривязанность — любое из этих качеств можно рассматривать как достижение на пути к обнаружению внутреннего бытия.


Гита Айенгар — дочь и ученица Б.К.С. Айенгара, передающая нам древнюю традицию, которой учит Гуруджи. Имя Гиты Айенгар стало известно в России благодаря выходу книги «Йога для женщин» (или «Йога — драгоценность для женщины»), благодаря которой тысячи женщин смогли открыть для себя сбалансированную и грамотно построенную практику. Сегодня Гита — а ей cкоро исполнится 70 лет — продолжает вести занятия в Пуне, обучая сотни учеников медитации и пранаяме.


Вспоминает ученица Гуруджи и Гитаджи, Елена Ульмасбаева:

Гита Айенгар — женщина-брахмачари, всегда ходит в белом и не носит украшений. Ее взгляд направлен внутрь, такое впечатление, что она не слишком вовлекается в происходящее вокруг нее. Наверное, такими должны быть монахини, живущие в миру и посвятившие себя Богу. В ее глазах глубина и опыт. Многие считают ее суровой, наверное, потому, что она молчалива, но видит всё и всех, многие ее даже боятся.

Я тоже немного побаивалась ее вначале, много лет назад, когда впервые приехала в Пуну. Только спустя какое-то время, став старше и мудрее, я поняла, что ее суровость — это и есть сострадание в высоком смысле. Именно сострадание, а не жалость. И еще огромное стремление помочь, донести до нас то, что она знает и чувствует, поделиться знанием, которое она восприняла и продолжает воспринимать от своего великого отца.

Я думаю, что именно этой передаче, этому служению она и посвятила свою жизнь, отказавшись от радостей женской участи. В традиционном индийском обществе главная цель в жизни женщины — это служение мужу и рождение детей (именно в такой последовательности). В то время, когда Гита была молодой, трудно было представить сочетание семейной жизни с постоянным преподаванием перед толпой учеников из разных стран, не только женщин, но и мужчин. Индийское общество еще лет 30 назад было довольно строго регламентировано. Мы можем только догадываться, что послужило истинной причиной того, что Гита выбрала для себя этот нелегкий и, по-моему скромному мнению, порой скорбный путь. Но также мы можем и восхищаться этой жертвой, которая обернулась великим благом для миллионов практикующих йогу Айенгара, потому что никто не передает этот метод так, как она. Я склоняюсь перед Вами в глубоком поклоне, Гитаджи.

Источник

www.yoga.ru


Смотрите также

Войти



Красота Отношения Кулинария Покупки Дом


Контакты | Реклама на сайте

 © «Мир Женщин». Информационно-познавательный онлайн-путеводитель для женщин. Все права защищены.
Карта сайта, XML.